История создания

Прототипом арбитражных судов в дореволюционной России были коммерческие суды, рассматривавшие торговые и вексельные дела, а также дела о торговой несостоятельности или банкротстве. После Октябрьской революции разногласия, возникающие между предприятиями и организациями, решались в административном порядке вышестоящими органами управления. Однако с развитием хозяйственных отношений возникла необходимость создания специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями. И тогда в 1922 году в РСФСР были созданы арбитражные комиссии - Высшая арбитражная комиссия при Совете Труда и Обороны и арбитражные комиссии при областных экономических совещаниях (ЭКОСО), затем были образованы арбитражные комиссии при совнаркомах автономных социалистических республик (уже после образования СССР), арбитражные комиссии при исполкомах областей и губерний. В системе органов управления отдельными отраслями экономики создавались также ведомственные арбитражные комиссии.

Арбитраж развивался с введением хозрасчета, договора как формы оформления хозяйственных связей. В мае 1931 года был образован государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями.

Из вышесказанного можно сделать вывод: арбитраж с момента своего образования существовал в двух видах - государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, а в ведомственном - споры предприятий и организаций, подчиненных одному ведомству (министерству, комитету и т.д.). Необходимо отметить, что арбитраж состоял в системе органов государственного управления.

В дальнейшем государством предпринимались попытки модернизации системы устройства арбитража и его приспособления к изменяющимся экономическим условиям. О наличии такой тенденции свидетельствует Положение "О государственном арбитраже при Совете Министров СССР" 1960 года, отменяющее ранее принятое Положение "О государственном арбитраже" 1931 года.

До 1974 года нижестоящие арбитражи не подчинялись вышестоящим, а состояли при исполнительных органах, то есть соподчинения не было. 17 января 1974 года Госарбитраж СССР был преобразован в союзно-республиканский орган и было утверждено новое Положение "О государственном арбитраже при Совете Министров СССР". После принятия Конституции СССР 1977 года арбитраж был признан конституционным органом.

Система арбитражей была упразднена с 1 октября 1991 года. Пунктом 2 Постановления Верховного Совета РСФСР о введении в действие Закона РСФСР "Об арбитражном суде" установлено: "Упразднить с 1 октября 1991 года на территории РСФСР арбитраж и иные аналогичные органы в системах министерств, государственных ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях, а также на предприятиях и в организациях".

Замена системы арбитражей арбитражными судами была вызвана новыми экономическими условиями, переходом к рыночным отношениям, легализацией нескольких форм собственности. Разрешение споров прежними способами и методами, применявшимися арбитражами при существовании административно-командной системы, стало невозможным.

Арбитражные суды создают гарантии защиты права в равной мере гражданам-предпринимателям и предприятиям, организациям и учреждениям. Принятие 12 декабря 1993 года новой Конституции РФ, части 1 Гражданского кодекса и других основополагающих нормативных актов выявило потребность в разработке и принятии нового Закона "Об арбитражных судах в РФ" и нового Арбитражного процессуального кодекса РФ. Данные нормативные акты в настоящее время и определяют систему, состав и структуру арбитражных судов и процессуальную форму их деятельности.

Спецификой рассмотрения дел в арбитражном суде является то, что административные споры, подведомственные арбитражному суду, носят экономический характер, т.е. данные споры связаны с экономическими отношениями или отношениями, возникающими из предпринимательской деятельности. Специфичен и субъективный состав участвующих в деле сторон: организации и граждане, осуществляющие предпринимательскую и иную экономическую деятельность, с одной стороны, и государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и должностные лица - с другой.